Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
'Мама, научи читать!'
 
'Мама, научи читать!'

Рекомендовано к печати управлением дошкольного воспитания Министерства образования Республики Беларусь

В этой книге Вы найдете самые простые методы и приемы "домашней педагогики " доступные каждому, взрослому, желающему научить читать своего малыша. Звуковые игры, занимательная, сказка помогут ребенку войти в мир чтения задолго до поступления в школу, не нарушая задач школьного обучения грамоте. Попробуйте и Вы убедитесь сами: артикуляционно-слуховой метод обучения чтению самый легкий и доступный для Вашего малыша!

Вы, конечно, уже купили своему 3-х - 6-ти летнему малышу "Азбуку в картинках" или надувной мяч с большими буквами. Прекрасно! Смело называйте буквы ребенку, пусть он повторяет за Вами. Но, помните, для успешного обучения чтению дошколят нужно произносить не название буквы: (ЭР, ЭС, ТЭ, БЭ и т.д.), а именно звук*: (РРР, ССС, Т, Б и т.д.) И ещё один важный момент: если ребёнок с трудом запоминает буквы, не стремитесь заставить выучить его весь алфавит. Для наших занятий вначале вполне достаточно будет знания букв, произносимых только как звук (-А- -0~ -У- -Ы- -И- -М- -Р- -Л-). Впрочем, несколько согласных можно выбрать самим, пусть это будут те буквы, которые больше всех запомнились и полюбились Вашему малышу.
В данной системе обучения чтению основное значение имеют не буквы, а звуки. Умение их слышать, различать на слух и правильно произносить.
Итак, Первая серия Ваших занятий с малышом так и называется:
"УЧИМСЯ слышать и произносить звук".

Раз, два, три, четыре.
Машу грамоте учили.
Не читать, не писать.
А жужжать, шипеть, мычать!

В этой серии ваш малыш учится слушать и произносить звуки. Мама читает ребёнку стишок, а он произносит за мамой лишь звуки данные в скобках.
Совсем не обязательно заучивать все стишки наизусть. Важно научить ребёнка акцентировать внимание на отдельных звуках, на умении произносить и слышать их.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Пролетел весёлый жук (Ж-Ж-Ж).
Зазвенел комарик вдруг ( 3-3-3 ).
Ветер ветки раскачал ( У-У-У),
"Шарик" тоже зарычал ( Р-Р-Р )"
Зашумел в воде камыш ( Ш-Ш-Ш )!
И опять настала тишь ( Ш-Ш-Ш ).

УПРАЖНЕНИЕ 2

( Ш-Ш-Ш ) - шуршит опавший лист
( С-С-С ) - змеиный слышен свист
( Ж-Ж-Ж ) - шмели в саду жужжат
( Р-Р-Р ) - моторы тарахтят.



УПРАЖНЕНИЕ 3

" Маши заблудилась "
Плачет Маша: (А-А-А ),
А волчище. ( У-У-У)!
Страшно Машеньке в лесу,
Позовём её - (А-У)!

УПРАЖНЕНИЕ 4

(М-М-М) - мычит телёнок:

" Я уж не ребёнок."
( 3-3-3 ) - звенит пчела:

" Мёд я вам нашла!"

УПРАЖНЕНИЕ 5

Тигры рычат: (ГАР-Р-Р),
Вороны кричат: ( КАР-Р-Р ),

Кони хрипят: (ХР-Р-Р),
Ставни скрипят: (СКР-Р-Р),

Холодно мне: ( БР-Р-Р ).

УПРАЖНЕНИЕ 6

Летит вертолёт: (ДР-Р-Р ).
Трактор ревёт: ( ТР-Р-Р ).
Ночью настала тишь,
Спит наш малыш: ( Ш-Ш-Ш ).

УПРАЖНЕНИЕ 7

Пароход гудит: ( У-У-У )
Скоро к берегу приду!

УПРАЖНЕНИЕ 8

Самолёт летит: (Л-Л-Л ).
Автомобиль гудит: ( В-В-В ).
А мотор ревёт: ( Р-Р-Р).
Прокатиться всех зовёт: (ТР-Р-Р).

УПРАЖНЕНИЕ 9

"Паровозик"
Паровозик - ( Ч-Ч-ЧУ ),
"Прокатиться я хочу"!

УПРАЖНЕНИЕ 10

"Змея "
Шелестя, шурша травой ( Ш-Ш-Ш ),
Засвистел вдруг шнур живой ( С-С-С).
Во он встал и зашипел ( Ш-Ш-Ш ),
Подходи, кто очень смел ( Ц-Ц-Ц).

УПРАЖНЕНИЕ 11

" Кошка с собакой "
Зашипела, зафыркала кошка ( Х-Ф ),
Страшно стало собачке немножко ( Р-Р-Р ).

УПРАЖНЕНИЕ 12

" Пчела "
В дом свой, улей, пчела ( 3-3-3 )
Первый мёд принесла (3-3-3 )!

УПРАЖНЕНИЕ 13

" Волк и комарик "
Волк комарика ловил (3-3-3)
Себе лапой нос разбил ("У-У-У )!
Стой, комарик, я прошу ( У-У-У ),

Себе лоб я почешу (У-У-У).

УПРАЖНЕНИЕ 14

" Плотник "
Летят опилки белые ( Ф-Ф-Ф ), 
Летят из-под пилы ( Ш-Ш-Ш ).
Это плотник делает ( Ф-Ф-Ф)
Окна и полы ( Ш-Ш-Ш ).

УПРАЖНЕНИЕ 15

" Автомашина "
( В-В-В)- гудит автомашина.
(С-С-С)- прокол  спустилась шина.

УПРАЖНЕНИЕ 16

" Верблюд "
Зверь я горбатый ( Ф-Р-Р )!
Плююсь иногда я ( Б-Р-Р ) !

УПРАЖНЕНИЕ 17

" Индюки "
Индюки сошлись у ивы ( ИУ-ИУ-ИУ )!
Ишь, как мы с тобой красивы ( ИУ-ИУ-ИУ )

УПРАЖНЕНИЕ 18

Ослик маленький ( ИА ).
Знает ( И ) и знает ( А ).

УПРАЖНЕНИЕ 19

"Собачки"
'Заворчал живой замок ( Р-Р-Р ).
Лёг у двери поперёк ( Р-Р-Р ).

УПРАЖНЕНИЕ 20

" Чайник "
Закипел, исходит паром ( Щ-Щ-Щ)!
И свистит и пышет жаром ( С-С-С )!
Крышкой брякает, стучит ( Ч-Ч-Ч )!
"Эй, сними меня!"- кричит ( Ч-Ч-Ч )!

УПРАЖНЕНИЕ 21

" Паровоз "
Паровоз выпускает пар ( Щ-Щ-Щ ),
Далеко разлетается жар ( Щ-Щ-Щ )!

УПРАЖНЕНИЕ 22

" Ветер "
По полю рыщет ( У-У-У ),
Поёт н свищет ( С-С-С).
Деревья ломает ( Ш-Ш-Ш ).
К земле прижимает ( В-В-В ).

УПРАЖНЕНИЕ 23

" Жук "
На лужайке на ромашке
Жук летал в цветной рубашке (Ж-Ж-Ж ),
(ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ) -
"Я с ромашкою дружу"!

УПРАЖНЕНИЕ 24

" Вертолёт "
Заверчу, закружу (ТР-РРР)!
В небеса улечу ( Р-РРР )!

2 серия занятий :

'Учимся различать звуки но слуху( твёрдые и мягкие )'.

В этой серии занятий Вы продолжаете звуковые упражнения. Но теперь Ваш малыш уже будет различать звуки твердые и мягкие. Это важный этап для дальнейшего процесса чтения и звукового анализа слова

УПРАЖНЕНИЕ 1
Мама читает стишок:

Два самолёта мы с тобой
Ты маленький, а я большой.
Большом гудит, большой ревёт.
Звук (ЛЛЛ ) его в полёт зовет.
Он твердо произносится
И в небо прямо просится.
А маленький гудит не гак,
Он мягкий звук издать мастак:

(ЛЛЛ(ь)) - звук несётся от него.
Взлетает тоже высоко!

Мама спрашивает у ребенка:

Кик гудит большом самолет ?
( ЛЛЛ ) - должен ответил" ребёнок.
А как гуди! маленьким самолетик ?
(ЛЛЛ(ь)) - ответит малыш.

Правильно, большой самолёт гудит твердо ( ЛЛЛ )а
маленький самолётик гудит мягко (ЛЛЛ(ь)).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Игра в звуковые пары : "Большой и маленький"

2 комарика:

( 333 ) - твёрдо звенит большой комарик:
(ЗЗЗ(ь)) - мягко звенит маленький комарик.

Угадай-ка: Какой комарик сел ни зайку ?

"Большой, должен ответить малыш (потому, что он звенит
твердо, как звучит первый звук в слове зайка)".

А какой комарик сел на Зину ?

"Маленький, - должен ответить ребёнок (потому, что он звенит мягко, как звучит первый слог в слове Зина)". (Выделяя голосом звук ( 3 ) в слове ( ЗЗЗАЙКА ), помогите; убедиться в твердом звучании звука
( 3 )- ЗЗЗАЙКА - так звенит большой комарик) и мягком звучании звука (3(ь) -- 333ИНА -так звенит маленький комарик).

2 машины:

(ВВВ} - твердо гудит большая машина;
( ВВВ(ь)) - мягко гудит маленькая машина.

Угадай-ка: В какой машине едет Вася ?

"В большой,- должен ответить ребёнок (потому, что она гудит твердо, как звучит первый звук в слове Вася).

В какой машине едет Витя ?

"В маленькой, - должен ответить ребенок (потому, что она
гудит мягко, как звучит первый звук о слове Витя).

2 трактора:

( РРР)- твердо тарахтит большой трактор
( РРР(ь)) - мягко тарахтит маленький трактор.

Угадай-ка:

Какой трактор ведёт Рома?
А какой трактор ведёт Рита?

Лопнули 2 шарика - большой и маленький.
У большого шарика" воздухх выходит твердо ( ССС ),
А у маленького шарика мягко ( ССС(ь)).
Угадай-ка:

Кикой шарик был у Серёжи?
А какой шарик был у Саши?

Играйте с ребёнком в звукоподражания: жужжите, звените, Мычите, рычите, шипите. Придумайте сами, вместе с малышом свою звуковую игру с близким и понятным вашему ребенку сюжетом.

Например: "В деревне и на лужайке":

( МММ ) - мычит телёнок,- МММОЛОКА ХОЧУ, К ММ МАМЕ ( мама даёт ребёнку образец выделения голосом звука ( М ), теперь пусть малыш произносит все слова на ( М ). но на языке теленка - МММАК, МММЯТА, МММОТЫЛЕК, МММЕД, МММОСТИК, МММЕСЯЦ

В таких игровых ситуациях ребёнок учится акцентировать внимание на одном Звуке, выделять его в слове голосом. ощущать мягкость и твёрдость произношения звуков.
Далее продолжайте упражняться с ребёнком но "Азбуке в Картинках", выделяя первый звук в слове и запоминая новые буквы( на А - арбуз, на О- ослик, на М - мотоцикл и т д.).

3 серия занятий
"Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)'

Это самая важная серия звуковых упражнении, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет Вашему ребёнку путь к слогообразованию.

УПРАЖНЕНИЕ 1
Дидактическая сказка " Жили-были звуки "

А теперь мама расскажет своему малышу сказку про то, где живут звуки. Целевое задание этой серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком своего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные.
Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Ваш малыш сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в этом дидактическая сказка "Жили-были звуки".
Итак, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.

"Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик). Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в своём домике, да?), добивайтесь, чтобы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?). Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.

Все эти операции делайте вместе с ребенком, сопровождая этими упражнениями свой рассказ.

.... ..И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое). .... ..И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так-повторяй за мной: ( А ), ( О ), ( У ), ( Ы ), ( И ). Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку). А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал ( М-М-М ).
Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку ( М ) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т). Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не свободно проходит этот звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть ( Ш ), фыркать ( Ф ), свистеть ( С ), хрипеть ( Х ). То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р). Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, эти звуки не свободно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку). Возьми это платьице и давай со мной произнесём эти звуки ( РРР ),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ).

УПРАЖНЕИЕ 2
Игра с карточками.

А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте своего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а это - сложный теоретический материал 1-го класса).
"Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в котором этот звук выходит из домика гулять.
( А ) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета).
( Б ) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В этой игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот - красные ( гласные ), а звуки, которые проходят не свободно - синие ( согласные ).
Термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Игра " Дружба звуков ",
(Слуховое слогообразование)

МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: ( МА ). Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной ( МА ). Получилось?

А теперь пусть звук ( Р ) перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с ( А ) - ( РА )!

Теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".

Возьмите в руки большой надувной мяч.
"Подружись со звуком ( А ), - ( М ) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА )!

Подружись со звуком (У):

Мама: Ребенок
р - ру
С - су
ж - жу

На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча.
Например:

Мама: Ребенок:
"Произносим всё на (А ),......( Р )" - " ( РА ) ""
......(Л)" - "(ЛА)!"
" Произносим всё на (О ),
....;.(М )" - "(МО)""
......(Л )" _ " (ЛО )!"
" Произносим всё на ( И ),
......( М )" - "(МИ)!"
......(Р)" - "(РИ)!"
......(С)" - "(СИ)!"

И т. д. с любыми звуками.

Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):

"Послушай, как дружат звуки с ( И): \
(К(ь) И)
(М(ь) И)
(Р(ь) И)
(С(ь) И)"

Они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к ( И ) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":

(К(ь) И); (М(ь) И); (Р(ь)И); (С(ь)И).
Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.
Вот и слуховое слогообразование Ваш ребенок уже освоил!

4 серия занятий:

"Безбуквенное чтение и чтение с буквами".

В этой серии Вы уже почти подошли к заветной цели! И пусть пока ещё Ваш малыш не знает всех букв - читать можно по цветному рядку из синих и красных карточек.

УПРАЖНЕНИЕ I

Игра " Слова-рассыпушки ".

(Для этой игры нужны синие к красные карточки, знакомые Вам уже по 2 серии занятий).

МАМА: а сейчас мы поиграем в игру "Слова-рассыпушки"

Я буду слово рассыпать по звукам, а ты собирать и выкладывать карточки на столе по цвету. Ну, давай играть!" Мама произносит простые слова типа
(Д-О-М);
(Р-А-К);
(М-А-К);
(С-Ы-Н);
(С-О-Н) и т.д. (Звуки произносятся отрывисто, как бы рассыпаясь).

"Слушай теперь ещё раз слово по звукам и сразу выкладывай на столе нужного цвета карточки".
- Д - (синяя), - О - (красная), - М - (синяя).
Вот теперь собери всё слово! "
Ребёнок читает по цветному рядку: (ДОМ).
Вот уже ребёнок читает без букв, по цветным карточкам!.
Но он точно знает, где (Д), где (О), где ( И).
Можно задать ему вопрос: "Покажи, где в этом слове (О)?,
а(М)?,а(Д)?

Теперь, если Ваш ребёнок уже знает буквы (М), (Д), (О), можно выложить их поверх цветных карточек. И вот уже чтение с буквами!

УПРАЖНЕНИЕ 2

Чтение с буквами.
Игра " Кораблик (машинка)".
Расположите в столбик вырезанные из "Азбуки" гласные буквы
А
О.
У
Ы
И

Вырежьте кораблик (машинку) с карманчиком для буквы, обозначающей согласный звук.
Вставьте согласную букву, которую Ваш ребёнок хорошо знает (например, мамину буковку (М)) и пусть она плывет (едет) к пристаням - гласным буквам! А у пристани кораблик (машинка) даёт сигнал-слог.
Цель этой игры научить ребёнка читать по две буквы сразу! Ребёнок тянет согласный звук, когда ведёт кораблик (машинку), а у пристани даёт голос, произносит два звука вместе.

М------------------------------- --- (А)-----МА!
-------------------------------------(О)-----МО!
-------------------------------------(У)-----МУ!
-------------------------------------(Ы)-----МЫ!
-------------------------------------(И)-----МИ!

И также играйте с другими буквами (Р, Н, Т и т.д.)

Ваш ребенок прочитал слоги МА, МО, МУ, МЫ, МИ и мама может задать ему вопрос:

У какой пристани сигнал звучит мягко?
Ребенок должен ответить, что у пристани (И).

Молодец, правильно, у пристани (И)", скажет мама.

Продолжайте играть в игру "Кораблик (машинка)". Вставляйте в карманчик другие, знакомые ребёнку буквы,

например, Л, П, Р, Н и т.д.

Постепенно Ваш малыш усвоит слогообразование с гласными Л, О, У" Ы, И.

УПРАЖНЕНИЕ 3
" Слоги по памяти ".

Можно написать эти слоги-слияния фломастером на листе бумаги и читать без кораблика (машинки). Например, мама помогает:

"Читай:

"-М- на -А-"
"-М- на -0-"
"-М- на -у-"
"-м- на -Ы-"
"-м- на -И-"

прочитает ребёнок,

"-МА-"-
(-МО-),
(-МУ-),
(-МЫ-),
(-МИ-).

Если ребёнок прочитал слоги, похвалите его. Но не утомляйте долгим чтением. Скажите: "Молодец, уже мамину буковку ты хорошо научился читать. Завтра прочитаем слоги с папиной буковкой, потом с буковкой твоего имени, потом с буковкой бабушки, дедушки и т. д.
К чтению слогов с гласными -Я-,-Е-,-Ю-,-Е- Вы перейдете гораздо позже, когда Ваш малыш уже хорошо овладеет навыком сложения слогов и слов с гласными -А-, -О", -У-,-Ы-, -И-.

5 серии занятий

Чтение слоговой таблички.

Это уникальная табличка!

По ней можно прочитать всё на свете, если только ты уже умеешь читать одну буковку и по две буковки вместе, т. е слог И даже если Ваш малыш ещё не знает всех букв, можно учиться читать по неполной табличке, т. е. табличке, составленной на снове только знакомых ребёнку букв.

ТАБЛИЦА 1

А 0 У Ы и
м МА" МО МУ мы ми
Р РА РО РУ РЫ РН
л ЛА ЛО ЛУ лы ли
Н НА НО НУ ны ни
к КА КО КУ - ки
т ТА ТО ТУ ты та
с СА СО СУ сы си
Ш ША ШО ШУ - ши


УПРАЖНЕНИЕ 1

Чтение слогов.

Взгляните на табличку - вот они знакомые ряды "Дружбы звуков". Ребёнок уже умеет их озвучивать но предыдущим сериям слуховых игр.

Задания для чтения но слоговой табличке (таблица 1):

1) Читаем слоги но вертикали.

Мама помогает: "Всё читаем мы на (А)" - скажите хором вместе с ребёнком и прочтите быстро и уверенно знакомые слоги (можно хором): ( МА ),( РА ), ( ЛА ), ( НА ), ( КА ), ( СА ) (не обязательно все сразу, возьмем небольшой участок таблицы (таблица 1)). Читайте слоги на (А ), на (О ), на ( У ), на ( Ы ), на ( И ).

2) Читайте слоги но горизонтали (мама помогает):

"Будем читать мамину буковку (М)":

читай на (А) - (МА)
читай на (О) - (МО)
читай на (У) - (МУ)
читай ца (Ы) - (МЫ) и т.д.с другими буквами.

3) Теперь читаем слоги вразброс:

а)По маминой указке (мама показывает любые слоги в табличке, которые они уже читали вместе);

б)По заданию мамы : "Отыщи слог (МА),- молодец! А теперь найди и прочитай слог (СЫ), - опять правильно! А теперь я тебе такой слог загадаю, что ты его не отыщешь - это слог.......(РЫ)! Отыскал и прочитал, ну молодец!"

"А теперь отыщи (ША) и (РЫ). Что получилось?

ШАРЫ! Молодец! Правильно!" И т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 2
Чтение слов

На своём участке таблицы отыщите несложные для чтения слова (РА МА), (ЛУ НА), (РО МА) и другие. Мама указкой показывает слоги, а ребёнок озвучивает их - читает. В случае затруднения мама всегда поможет малышу: "Читай: Л на У"- (ЛУ ) прочитает ободренный малыш, "(Н) на (А)"-(НА). Теперь вместе с мамой ещё раз: ЛУ НА.
Не нужно спрашивать у малыша, какое слово получилось, лучше ещё и ещё раз прочитать части слова вместе с ребёнком, пока он не услышит прочитанное слово сам.
Таким же способом с помощью мамы можно читать, по табличке и простые предложения :

МЫ МА ЛЫ
У НА С ША РЫ

Ч У
МИ Ш КА

ВО Т МИ Ш КА
У НА С КО Ш КА
У ТА НИ КУ К ЛА

Сколько разорванных слогов и отдельных согласных, сколько раз мама касается указкой таблицы, а ребёнок озвучивает эти структурные единицы чтения, читая таким образом слова в предложения.

Обратите внимание: все эти слоги и буквы не вызывают затруднения при чтении у Вашего ребёнка. А ведь именно из этих структурных единиц и складываются слова и предложения

Теперь дайте указку ребёнку. Пусть сам отыщет и прочитает о таблице слово У РА

Вот указка на звуке ( У )-ребёнок сам читает ( У ).
А вот указка на слоге ( РА )-ребёнок читает ( РА ).
Вот он уже самостоятельно без маминой помощи нашёл и
прочитал слово УРА!

Тренировочных упражнений чтения слогов по неполной табличке должно быть достаточное количество. Необходимо, чтобы малыш почти до автоматизма довёл умение читать слоги со знакомыми ему буквами и тогда переход к полной таблице не покажется ему сложным. В этом нетрудно убедиться, если к изученному участку таблицы Вы внезапно добавите одну любую новую букву, например(Ф).

Маме достаточно будет только сообщить малышу: "А вот это буква (Ф ), давай сё читать на ( Л ). И Ваш ребёнок не задумываясь прочитает (ФА)! А теперь давай прочитаем букву ( Ф ) на ( О ) - ( ФО )!" и т.д. Срабатывает принцип аналогии и. в данном случае принцип ориентации на заданный гласный звук

Задания для чтения по слоговой табличке
(таблица 2).

1.Читаем гласные буквы по горизонтали.
2.Читаем согласные буквы по вертикали.
З.Читаем слоги по горизонтали.
Мама помогает ребёнку в ориентации на гласные:

(М) на (А)-(Ма)!
(М) на (0)-.(МО)!
(М) на (У)-(МУ)!
(М) на (Ы)-(МЫ)1
и т. д. с другими буквами.

4.Читаем слоги по вертикали.

(В этом упражнении мама называет согласную букву вместе с ребенком, а слог по маминой указке читает сам малыш). Мама помогает:
Все читаем мы на (А)!

(М )" ------ (МА)
(Р)"------(РА)
(Л)"-------(ЛА)
И Т. Д.

5. Игровой приём: "Спустимся в лифте сверху домика ( А ) вниз, без остановок" (домик буквы ( А ) - это колонка слогов в таблице на букву (А)).

Мама вместе с ребёнком хором, но быстро, уверенно и без остановок читает все слоги на ( А ) - ( МА , РА , ЛЛ , НА , КЛ ,
Т 4 , СА , ША ) и т.д.

6.Игра с окошком "Кто в окошке?"
Вырежьте окошко из цветной бумаги и прикладывая его к разным слогам в таблице читайте слоги вразброс.

7.Упражнение "Узнай слово".
Из слогов слоговой таблицы 1 составьте и прочитайте слова:

МАМА, ЛУПА, РУКА, КАША;

КОНИ, РАКИ, ОСЫ, ОСА;

КАША, РОМА, САША, ИРА;

СОК, СЫН, УРА, СУП, МАК, РАК и др.

Для того чтобы малыш прочитал слово необходимо сначала указать на первый слог выбранного вами слова, затем на второй и сразу же повторно прочитать два слога вместе (можно хором с мамой). Пусть ребёнок сам сделает для себя открытие - он
он прочитал слово!

8.Если Ваш малыш уже научился ориентироваться в маленькой слоговой табличке, можно переходить к аналогичным упражнениям по полной таблице (таблица 2).

ТАБЛИЦА 2

А 0 У Ы И Я Е Ё Ю Э
М МА МО МУ МЫ МИ МЯ МЕ МЁ МЮ -
Р РА РО РУ РЫ РИ РЯ РЕ РЁ РЮ -
Л ЛА Л0 ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЯ ЛЕ ЛЁ  ЛЮ -
Н НА Н0 НУ НЫ НИ НЯ НЕ НЁ НЮ -
К КА КО КУ - КИ - КЕ - - -
Т ТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЯ ТЕ ТЕ ТЮ -
С СА СО СУ СЫ СИ СЯ СЕ СЁ СЮ -
Ш ША ШО ШУ - ШИ - ШЕ ШЁ - -
Ж ЖА ЖО ЖУ - ЖИ - ЖЕ ЖЕ - -
З ЗА 30 ЗУ ЗЫ ЗИ ЗЯ ЗЕ ЗЁ ЗЮ -
Б БА БО БУ БЫ БИ БЯ БЕ БЁ БЮ -
П ПА ПО ПУ ПЫ ПИ ПЯ ПЕ ПЁ ПЮ -
Д ДА ДО ДУ ДЫ ДИ ДЯ ДЕ ДЁ ДЮ -.
В ВА ВО ВУ ВЫ ВИ ВЯ ВЕ ВЁ ВЮ -
г ГА ГО ГУ - ГИ - ГЕ - - -
Ч ЧА Ч0 ЧУ - ЧИ - ЧЕ ЧЁ - -
Ц ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦИ - ЦЕ - - -
х ХА ХО ХУ - ХИ - ХЕ - -
Ф ФА ФО ФУ ФЫ ФИ ФЯ ФЕ ФЁ ФЮ -
Щ ЩА ЩО ЩУ - ЩИ - ЩЕ ЩЁ - -
ь
ь
Й


Слоги с буквой (Э), а также слоги (ГЁ), (ГО), (ЖЮ), (КЫ) встречаются при чтении крайне редко, в словах иностранного происхождения. На раннем этапе обучения ребёнка чтению не следует заострять на этом внимание (СЭР, МЭР, КЫРГЫЗСТАН, ГЁТЕ, ГЮГО и т. д.). ( Слова с буквами (И), ( Ь), (Ъ) давайте ребёнку позже когда он освоит всю табличку).

А как перейти от чтения по таблице к чтению по книге?
Помогите ребёнку не растеряться перед большими текстами. Для этого поделите простым карандашом слова в книге на структурные единицы чтения, как учила табличка.

Например:

МА/ША У/Ш/ЛА В ЛЕ/С.

Со временем ребенок усвоит структурные единицы чтения и необходимость делить слова на слоги н буквы отпадёт. Теперь дело за самим чтением.

Помните, путь к выработке техники чтения лежит через само чтение!

Вот и всё!
УДАЧИ ВАМ!

6 серия занятий

"Понемногу сами мы читаем маме !"
(Примерные тексты и слона для первичного чтения ребёнка.)

Первые слова и тексты для чтения ребенка должны быть простыми и доступными.(Если все же возникли затруднения, используйте тот же принцип - ориентация на гласную букву. Например: мама помогает: "Читай - (Ш) на (А) - (ША), читает ребёнок. Теперь Читай одну букву (Г). Теперь вместе с мамой ещё раз читаем всё слово - (ШАР) и т.д.

А.
ШАР
МАК
РАК
ЛАК
СОН
ПОЛ
СОК
КОТ
НОС

У
СУП
ШУМ
ЛУК
ЖУК
ЗУБ

И
МИР
ПИР
РИС
ЛИС
КИТ

Ы

сын
СЫР
УСЫ
дым
осы

ЮЛА

МАМА

ШАРИКИ

ЛУНА

НАТАША

МАЛЫШИ

МАШИНА

МАРИНА

стол

ПАРК

СТУЛ

ЛИСТ

ТОРТ

мост

СТУК

волк

МАРКА

ПАЛЬТО

письмо

ЗАЙКА

МАЙКА


МЫ МАЛЫ
У НАС ШАРЫ
УРА!


У МАМЫ РОЗЫ
ВОТ ВАЗА.

У МАМЫ ЛУК.
У КОЛИ МАК
А ТУТ САД

НИНА И РИТА
В ЛЕСУ.
АУ, НИНА!
АУ, РИТА!

У ТАНИ КОТ.
У КОТА УСЫ

ВОТ КУКЛА
ОНА УСНУЛА

У ИРЫ КУБИКИ
У ДИМЫ БУРАТИНО
А У КЛИМА МАШИНА


В ЛЕСУ СОСНЫ И ЕЛИ
ТУТ ЛИСА
ТАМ БЕЛКА
А ТАМ ВОЛКИ

У ЛИСЫ НОРА
У БЕЛКИ ДУПЛО
У МЕДВЕДЯ БЕРЛОГА
А У ЗАЙКИ?

ДЕТИ РИСОВАЛИ
У ШУРЫ КОНЬ
У МАКСИМА ДОМИК
У ВИТИ ЭКСКАВАТОР


ПРОЧИТАЙ СКАЗКУ САМ!
"КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА"
(СКАЗКА)

Жили-были кот и петух. Кот на охоту ходил петух кашу варил.

А в лесу жила лиса. Захотела она съесть петуха. Пришла к домику и запела:

Петушок, петушок!
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка...

Петушок выглянул в окошко. А лиса его цап, и в лес!

Закричал петушок: "КУ-КА-РС-КУ!
КОТИК, БРАТИК, СПАСИ МЕНЯ !

Услыхал котик, прибежал и спас петушка. А лису прогнал.

Вот и сказке конец,
Кто читал - молодец!

30

ПОСЛЕСЛОВИЕ

(краткое содержание занятий, проведенных с ребенком)

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
С мамы не свожу я глаз,
Я учусь читать сейчас.

Ель, топор, лопата, руки -
3 каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.

Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
3 тёмном лесу позвать и аукнуть,
И в колыбели ребенка качать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!

Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог:
МА и ША, а вместе МАША
К нам явилась на урок.

1-слн слоги встанут рядом -
Получаются слова:

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА.
СО и ВА, и так, - СОВА.
Соединили мы два слова
И предложение готово!

Дождь идет,
Гремит гроза,
Улетела стрекоза.

Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научимся читать.

(В.Берестов)

Глупенький кораблик
В гавани ютится.
Плавать не умеет -
Не хотел учиться.

Он кораблик смелый,
Бури не боится,
Только знает мало "
Не хотел учиться.

Он и в Черном море
Может заблудиться,
Потому, что в детстве
Не хотел учиться.

 

Веб-кольцо "НАШИ ДЕТИ"
Список сайтов | Предыдущий | Следующий | Случайный

 


Безопасное и безболезненное удаление родинок | Эффективность программ талассотерапии | Лечение аденомы предстательной железы