Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Учимся красиво говорить

 
Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы, звуки недостаточно четко различаются на слух. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие речевого слуха, речевого дыхания, подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Развитие речевого дыхания.
Целью упражнений на развитие речевого дыхания является выработка длительной направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения многих звуков.
'Чей пароход лучше гудит?' Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. 'Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?' Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его гролышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.
'Капитаны'. Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.
Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.
Развитие слухового внимания.
'Угадай, где звенит!' Для игры понадобится колокольчик, погремушка или просто связка ключей. 'Ты сейчас зажмурься и слушай внимательно. Я отойду в угол комнаты и там позвоню в колокольчик, а колокольчик спрячу в том месте, где звонила. Запомни, где звонил колокольчик и потом найди его.' Неплохо было бы меняться с ребенком - он звенит, а Вы ищете.
'Что звучит?' Познакомьте ребенка с тем как звучат предметы из различных материалов (стекла, дерева, металла), постучав по ним. Пусть ребенок сам постучит и запомнит звуки. После этого завяжите ему глаза и повторите процедуру. Предложите угадать, что он услышал. А теперь поменяйтесь ролями с малышом.
'Скажи, что ты слышишь.' Предложите ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Можно посоревноваться, кто больше услышал разных звуков. Игру хорошо проводить на прогулке.

Упражнения для укрепления мышц речевого аппарата.
Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс - 3-5 раз в день по 5-6 минут.
Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Как весёлые лягушки
Тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали.
И нисколько не устали!
Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Скатываются зубки с горочки.
Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Желаю удачи!

 

Веб-кольцо "НАШИ ДЕТИ"
Список сайтов | Предыдущий | Следующий | Случайный

 


Безопасное и безболезненное удаление родинок | Эффективность программ талассотерапии | Лечение аденомы предстательной железы