Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Развитие речевого дыхания
 
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным. Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием. Это обусловлено:
 Дыхание ребенка грудное, а значит поверхностное и частое;
 Слабый вдох и выдох приводит к тихой речи;
 Неправильный толчкообразный вдох - то громкая, то тихая речь;
 Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова;
 Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.
Дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Дыхательные упражнения сначала проводятся без речи. Они могут сочетаться с движениями.
 Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
 Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
Затем в эту работу включаются голосовые упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных, гласных звуков, слогов:
 Ф__________ С___________ Ш___________
 Ф_______С_______ С_______Ш________ Ш________С________
 Ф_______С_______Ш________ и т.д.
 А_______ О_______ У_______ И_______ Э_______ Ы_______
 А_______О_______ О_____У______ У_______И______ И______Э_____ и т.д.
 А_____О_____У____ О____У_____И_____ И_____У_____Э_____ и т.д.
Постепенно навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.
 па папа папапа папапапа папапапапапа.......
 папу папопу папопупи папопупипэ папопупипэпы.......
 папапопо папапопоппупу папапопопупупипи......... и т.д.
 Произведите счет на одном выдохе: 1,2,3 ; 1,2,3,4; 1,2,3,4,5.... и т.д.
 Перечисление дней недели на одном выдохе (также как и при счете)
 Перечисление названий месяцев.
 Проговаривание предложений, скороговорок.
Пришла зима.
Падает снег.
Тихо падает снег.
Тихо падает белый снег.
Тихо падает белый пушистый снег.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
 Прочитайте русскую народную сказку "Репка" с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Репка
Посадил дед репку.
Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать.
Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

 

Веб-кольцо "НАШИ ДЕТИ"
Список сайтов | Предыдущий | Следующий | Случайный

 


Безопасное и безболезненное удаление родинок | Эффективность программ талассотерапии | Лечение аденомы предстательной железы