Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Развивающие игры.
С чего начать и как играть?
 
Главное, чем отличаются развивающие игры Никитиных от многочисленных подделок и игр, именуемых "развивающими", является их многофункциональность и безграничный простор для творчества. Эти игры, как пишет сам Никитин, - игры для всей семьи. В них может играть и стар, и млад. Возраст определяется только степенью сложности заданий. У самого Б.П.Никитина игры сопровождаются достаточно сложными заданиями, поэтому для совсем маленьких интеллектуалов задания придется придумывать самим родителям. Но об этом мы расскажем отдельно и на примерах.
Зачем нужны развивающие игры? Да затем, что в одну и ту же игру ребенок сможет играть и в год, и в три, и в пять, и в десять лет. А некоторые задания к этим играм, я знаю это из личного опыта, не так просто решить и нам, просвещенным взрослым, забывшим порой, что такое напряженная умственная деятельность. Эти игры учат наших детей, переходя от простых все к более сложным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, мучиться и радоваться, когда задача решена и одержана победа. Вот он - миг счастья: "Я это сделал! Смотри, мама, у меня получилось". Так как же сделать так, чтобы знакомство с этими играми запомнилось ребенку навсегда, чтобы отношение к ним было особенным, а игры оставались желанными на протяжении долгого времени. Б.П.Никитин пишет: "Очень важно первое впечатление от игры". Совсем не безразлично, как вы выложите первый раз кубики на стол. Если вы на глазах ребенка открыли крышку и - бух! - с грохотом высыпали все кубики на стол, что они разлетелись в стороны, не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием ребенка станет точно такое же вынимание из коробки, а не складывание поездов и башен из них.
Со мной как раз это и произошло. Разыскав с большим трудом вожделенные кубики "Сложи Узор", я примчалась домой и, просто вытряхнув их на пол, побежала на кухню готовить ребенку обед. На долгое время эти замечательные кубики были для нас потеряны. Когда я заглянула в комнату, мой сын уже возил их в кузове грузовика и строил что-то из них. На пол года пришлось убрать мне кубики прежде, чем мы смогли приступить к выполнению первых заданий с их помощью.
Сложи Узор
Кубики "Сложи Узор" как нельзя лучше подходят для первого знакомства с развивающими играми. Что же они представляют собой? Это 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., уложенных в деревянную или картонную коробку (наличие коробки обязательно). Грани кубиков имеют определенную раскраску: передняя грань у него - белая, задняя - желтая, правая - синяя, левая - красная, верхняя - желто-синяя, нижняя - красно-белая (см. рис.). Никитин в своей книге "Интеллектуальные игры" советует начинать играть в них с полутора лет. Они способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать". Начинать нужно с того, особенно с самыми маленькими, что просто, сев рядышком с ребенком, вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это - синяя сторона, а это - желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась. Вот давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится прыгать по синей дорожке. А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый". Может быть, ваш малыш уже давно не слушает вас, а смотрит по сторонам? Значит и первое знакомство надо было закончить на несколько минут раньше. У ребенка все время должно сохраняться чувство "недоигранности". Игра должна храниться в таком месте, где ее видно, но достать самому никак нельзя. Но если вдруг захотелось поиграть, то можно подойти и показать. Это может легко сделать даже не умеющий говорить ребенок.
Сначала вы все будете делать сами: строить дорожки, водить по ним зайцев и кукол, собирать первые задания и придумывать свои, а на каком-то этапе ребенок присоединится к вам и тогда ему можно предложить сделать так же или продолжить дорожку.
Играть в кубики нужно периодически, когда у вас есть настроение и время. Иногда, когда вы чувствуете, что на этом этапе вы достигли всего, чего могли, можно их забыть на несколько месяцев, а потом, когда вы соскучитесь по игре, можно вернуться к ней опять, и чаще всего возвращение к игре бывает не просто повторением уже известного набора игр, а новым этапом, новым скачком от пассивного восприятия к активному участию в игре, от воспроизведения сделанных мамой образцов к самостоятельной деятельности.
Рамки и вкладыши Монтессори
Второй из игр, которые Никитин предлагает для самых маленьких, является "Рамки и вкладыши Монтессори". Автором этой игры является Мария Монтессори, выдающийся педагог и новатор идеи которой были популярны в России начала века, но долгие годы были недоступны широкой публике и переживают новый взлет популярности в наше время. Благодаря книгам Никитина некоторые наши соотечественники имели возможность использовать эту малую часть наследия Монтессори в развитие своих детей. Б.П.Никитин рекомендует начинать знакомство с этой игрой с полутора лет. Цели, которые она преследует, сформулированы следующим образом: "развитие техники владения карандашом, умение обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами". Игра представляет собой 16 рамочек одного цвета и столько же вкладышей к ним другого. В набор входят простые геометрические фигуры: круг, квадрат и т.д.
Почему именно такая игра, а не куб для проталкивания? Да потому, что многие из тех заданий, которые можно сделать с рамками и вкладышами, не сделаешь с этим кубом.
Но прежде, чем перейти к заданиям, которые предлагает Б.П.Никитин, надо познакомить и заинтересовать игрой. Знакомство следует начинать с двух - трех рамочек, заранее приготовленных вами для этого радостного мига. Для первого раза подойдут круг, эллипс и квадрат как самые простые фигуры. Вы выкладываете перед ребенком эти рамочки с вкладышами к ним и одновременно рассказываете придуманную вами сказку: "Жили-были круг, эллипс и квадрат (заодно показываете ребенку фигурки). У квадрата в домике окошки были квадратные, пошел квадрат гулять и заблудился. Что же ему делать? Давай поможем квадрату найти его домик. Раз - и мы пытаемся запихнуть квадрат в круглое отверстие, но не тут-то было, - это не его домик. Пойдем дальше искать его домик: А вот и он! Смотри, как ему хорошо в своем домике". Сначала все действия вы будете производить сами, комментировать их, привлекать внимание малыша, а он в это время может перебирать предложенные вами детальки, грызть их и т.д. После того, как вы несколько раз продемонстрировали это малышу, вы можете проделать эти действия его ручкой и обязательно похвалить его, чтобы закрепить в нем положительный эмоциональный настрой на игру.
Можно играть в игру наоборот: вы вставляете вкладыш в соответствующее отверстие, а ребенок его вынимает, при этом вы ему говорите: "Это круг, это квадрат. Молодец! Достал кружок! Умница! Открыл квадрат!" Тут тебе знакомство с геометрическими фигурами и геометрической терминологией и взаимное удовольствие. Дальше можно добавить еще один комплект или заменить им один из имеющихся. Так постепенно вы освоите игру со всеми геометрическими фигурками. Возможно, что на каком-то этапе ребенок утратит интерес к игре. Лучше убрать ее на хорошо видное, но недоступное для ребенка место и вернуться к ней через месяц - два. А далее вы сами можете разнообразить занятия: можно обводить контуры фигур по рамкам, усложняя задание, делать это по вкладышам, создавать двойной контур, заштриховывать и раскрашивать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), дорисовывать их, создавать сюжетные рисунки (например, из трех равнобедренных треугольников можно нарисовать елочку, кружок - это солнце и т.д.), выкладывать орнаменты, играть в волшебный мешочек (сложить несколько фигурок в мешочке и на ощупь определять, какая фигурка попалась), можно играть в игры на внимание (положить 3-4 фигурки на стол, затем либо убирать одну из них, либо поменять местами и спрашивать, что изменилось).
Игр можно придумать очень много, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. В начале вы сами будете показывать и многократно повторять свои действия. Но не думайте, что все это напрасно. Ничего подобного. Ваши действия будут только поддерживать интерес к игре, подкидывая все новые и новые варианты ее использования. Только обязательно на некоторое время "забывайте" об этой игре, чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть ее новые возможности.
Сложи квадрат
Теперь об игре "Сложи квадрат". Эта удивительная по своей кажущейся простоте игра дает такие безграничные возможности для творчества, что просто захватывает дух. Она пользуется неизменной популярностью у малышей от двух лет и старше. Так что же это такое "Сложи квадрат"? Эта игра имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Некоторые цвета в разных категориях совпадают между собой, что дает игре дополнительные возможности. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Прежде чем познакомить ребенка с игрой, подготовьте ее. Для детей младше двух лет оставьте 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь вы можете начинать: либо вы складываете их по кучкам (в каждой кучке детали одного цвета), либо демонстрируете, как из двух половинок у вас получается целый квадрат, комментируя свои действия, можете сами положить одну половинку и вместе вставить вторую, порадовавшись одержанной победе. Постепенно усложняйте задания. Так вы освоите первую категорию сложности. Каждый раз, предлагая ребенку новый квадрат, дайте ему возможность самому решить эту задачку, если не получается, покажите, как это сделать, но не до конца, а до такого этапа, дальше с которым он справится сам. Дело в том , что во всех квадратах четко соблюдается принцип "от простого к сложному" и вы предыдущими, более простыми заданиями приводите его к умению собирать более сложные. Никитин пишет, что эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.
Как и со всеми остальными интеллектуальными играми, этот процесс может растянуться у вас на несколько лет, но каждая новая встреча со старым другом будет открывать вам новые его возможности и показывать, насколько подрос ваш ребенок.
Дроби
Хочу представить еще одну из серии игр Никитиных. В различных инструкциях к игре дан разный возраст начала её использования: 3 года или 5 лет. Мы начали, когда нам не было ещё и 2-х лет. Игра представляет собой комплект из 3-х фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все 12 кругов имеют одинаковый размер и разные цвета. Первый круг - целый, второй разрезан на две равные части, третий - на три части и т.д. вплоть до 12 равных частей.
Сначала для игры оставьте только 1-ую фанерку с 4-мя кругами. С их помощью вы можете повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, вы знакомите ребенка с математической терминологией. Можно попробовать сделать цветной кружок. При использовании этой игры соблюдайте те же принципы, о которых говорилось выше. Никитин определяет цели этой игры следующим образом: "развитие навыков устного счета, усвоение дробей". Но наши просвещенные родители пошли дальше: с помощью дробей можно ввести понятие кратности, научить ребенка операциям с дробями, узнать кое-что об углах, которые могут быть острыми и тупыми, прямыми и развернутыми. Очень интересно строить лесенку: вниз кладется целый круг, сверху половинка, затем треть и т.д., кусочки выравниваются по одной стороне, замечательная лестница в небо построена. С её помощью можно наглядно увидеть, почему 1/2 больше, чем 1/3, тогда как 3 больше чем 2. Ответ на этот долго не укладывается в голове ребенка. Можно выложить последовательность из разных частей в ряд на столе и, посчитав кусочки, сравнить их между собой (для самопроверки с обратной стороны можно подписать: 1/7 , 1/8, потому что на глаз это определить сложно). Игра можно усложнить, если работать с неокрашенными сторонами фигур. А далее идут задачки, над которыми придется подумать и родителям, например, сколько цветных кругов можно сложить из имеющегося набора деталей; можно ли сложить 12 разноцветных кругов и т.д. Есть мнение, что с помощью этой замечательной игры можно пройти половину школьного курса математики.
Раз, два, три, четыре, пять - мы опять идем играть...
С первых дней жизни ребенка мы играем с ним в до боли знакомые "ладушки", " сороку-ворону", "идет коза рогатая" и т.д. Идет время, ребенок растет, игра становятся сложнее, разнообразнее. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это дает неоценимую пищу душе и уму, развивает память, сообразительность. Читая книгу с ребенком или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его восприятие информации на слух. Дети от 3 до 7 лет замечают не главные признаки предметов, а то, что ярко выделяет их на фоне других: окраску, величину, форму. Также и при чтении. Дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому необходимо прочитывать сказку, стишок, рассказ неоднократно. Затем можно задавать вопросы по прочитанной теме: что происходило в данной сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? И т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал о событиях прочитанного последовательно и взаимосвязанно. Таким образом идет всестороннее развитие вознавательных способностей ребенка, речи. Все это дошкольнику необходимо для успешной учебы в школе. Поэтому призыв к родителям: читайте и читайте! И конечно же , раннее обучение чтению принесет ребенку двойную пользу. Только для дошкольника это занятие не должно быть трудоемким - и, если у него нет желания читать, не настаивайте. Всему свое время.
Зрительное восприятие у дошкольника тоже имеет свои особенности. По утверждению психолога Л.А. Вагнера, у ребенка в возрасте от 3 до 7 лет только формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое, он учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей. Для этого необходимо предлагать детям для сравнения эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны), геометрические - для восприятия формы, цветные - для восприятия цветовой гаммы. Треугольники, окружности, квадраты, многоугольники и т.д., все разного размера, цвета, - материал, необходимый для работы на восприятие.
Второй этап - работа с пространственными фигурами. Здесь поле деятельности просто необъятное. В работу вступают все органы чувств - осязание, зрение, слух. В результате самостоятельного анализа дети учатся узнавать свойства предметов, отличать их друг от друга, выявлять между ними связи и соотношения. Кубики, конструктор, пирамидки и другие фигуры служат материалом для игр на развитие пространственного мышления.
Например, игра "Узнай предмет": В полотняный мешочек кладутся разного свойства предметы: клубок ниток, игрушка, пуговица, шарик, кубик, спичечный коробок, другие предметы. Ребенок на ощупь должен определить один за другим предметы в мешочке; желательно, чтобы он вслух описывал свойства нащупанного предмета.
Игра "Сделай так":
Для этой игры понадобятся кубики, конструктор или пирамидки. Необходимо, чтобы ребенок построил такую же пространственную фигуру, какую ему предложили для сравнения. Вариант: нарисовать на листе бумаги предложенный узор. Этим еще развивается моторика пальцев.
Игра "Иди-ка поищи":
В комнате расставить несколько игрушек (до 10) так, чтобы они не бросались в глаза. Пригласить детей, и по описанию ведущего они должны отыскать одну из игрушек. Описание же делается по вопросам детей: какая она размером, цветом и т.д. После этого отправляются на поиски. Нашедший выигрывает и становится ведущим.
Игра "Кто знает больше":
Предлагается за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, нужно назвать 5 круглых предметов. Или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за данное время. Повторы исключены.
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Выделяют три вида памяти:

1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т.д.

2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух.

3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

Кроме этого память бывает кратковременной и долговременной.

Также у людей разная форма заучивания. Кому-то, чтобы запомнить, нужно одно время, другому - в три раза больше. То, что запоминается с трудом, дольше и помнится.
Есть смысловая память и механическая. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежка), часть - к смысловому запоминанию, что, естественно, имеет больше преимуществ для развития и долгого запоминания. То, что понято, запоминается лучше.

Детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. И что, как не игры, будет помогать в этом?

Игра "Чего не хватает" развивает зрительную память. На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит одну минуту, затем отворачивается. В этот момент убирается один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает.
ИГРЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА
(часть 1)
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков и т.д.) до сюжетно-ролевых игр с правилами (например 'в 'магазин', 'дочки-матери' и др.). Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметах, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх - имитация определённых отношений взрослых. Дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяются игры-соревнования, к которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудную деятельность, в ходе которой ребёнок строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. В игре ребёнок учится пользоваться предметами домашнего обихода, инструментами, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.
Особо следует рассказать о развитии восприятия, памяти, внимания и мышления дошкольника.
В период времени от 3 до 7 лет под влияние конструкторской продуктивной, художественной деятельности у ребёнка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединить их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребёнку будут даваться эталоны (шар, пирамида, куб, другие геометрические фигуры или эталоны цвета). На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно - исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятие превращается в умственное.
Характерной особенностью внимания ребёнка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, т.е. то, что оно вызывается внешними привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Активное владенье речью, рассуждения вслух, внутренне регулируемое восприятие позволяет формировать произвольное внимание, т.е. внимание, возникшее под влияние внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредоточить внимание уже с 12 до 20 секунд. К старшему дошкольному возрасту в 2 -2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной или той же деятельностью. Но детям необходима помощь родителей, т.к. уже и в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребёнка.
Что касается развития памяти, то в младшем и среднем дошкольном возрасте ( у детей 3 -4 лет) запоминание и воспроизведение являются непроизвольным, а в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию материала. Учёными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3-4 летнего возраста в играх могут произвольно запомнить, помнить и припоминать различный материал. Большинство нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют неплохо развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное и слышанное при том условии, что оно вызвало у них интерес. Развитие памяти тесно связи с развитие мышления у детей. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребёнок учится замещать их образами. Таким образом, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Трёх - четырёхлетний ребёнок может использовать слова, которые взрослые называют понятиями. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.
Игры и задания
Учим ребёнка описывать различные свойства окружающих его детей.
Можно попросить описать любой предмет или игрушку. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена?
Можно сделать игру более интересной, развивать не только речь, но и воображение, попросив ребёнка рассказать о данном предмете сказку или необычайную фантастическую историю. Например, яблоко. Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идёт о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идёт тоже о яблоке или яблоках.
Продолжаем знакомить ребёнка со свойствами предметов.
Предлагаем спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать ребёнку внешний вид, то есть свойства спрятанного предмета. Если ребёнок правильно сможет назвать игрушку или предмет (а это может быть какой-либо фрукт, сладости, конфеты), то получит её в подарок.
Если в семье есть дети более старшего возраста, предложите им поиграть в эту игру со своими младшими сестрами и братьями.
Знакомство со свойствами предметов можно проводить и следующим образом: попросите ребёнка назвать как можно больше определений для известных ему обще употребляемых слов. Допустим, слова 'книга'. Обязательно надо дать пример: 'красочная книга'. Затем задаёте вопрос 'Какая ещё бывает книга?'Время выполнения задания сначала может быть неограниченным, можно помогать ребёнку. Но затем, предлагая новое слово (карандаш, кресло, диван, автомобиль и т.д.)ограничьте время выполнения задания 3 минутами. Результаты оцениваются по двум показателям: скорость и количество определений и их оригинальность.
Знакомство с свойствами предметов можно проводить в виде игры.
Игра 'Кто летает?'
Игра может проводится как родителями с одним ребёнком, так и воспитателем в детском саду с группой ребят.
Она способствует формированию внимания ребёнка и его интеллектуальных способностей, учит детей выделять главные, существенные признаки предметов.
Игра проводится так: кто-то из родителей или воспитатель является ведущим. Он говорит следующее 'Внимание! Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте. Если назову кого-либо или что-либо, способное летать, например стрекозу, отвечайте: 'Летает', - и показываете, крылья. Если я вас спрошу: 'Поросёнок летает?' , молчите и поднимайте руки.
Итак, отвечайте. Орёл летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолёт летает? Собака летает? Змей летит? Вертолёт летает?!!'
Игра 'Съедобное - несъедобное'
Эта игра проводится на улице с использованием мяча, способствует формированию внимания ребёнка, продолжает знакомить ребёнка с существенными признаками, свойствами предметов.
Можно играть с одним ребёнком или с группой ребят. Более старшие дети могут играть с младшими.
Ведущий объясняет детям: 'Я буду называть предметы (например яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, мел, лук, книга и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны отбить брошенный мяч и передвинетесь по 'классам' вперёд на одну клетку. Если названный предмет не съёдобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем так же передвинуться вперёд на одну клетку'. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или пойман, хотя предмет не съедобен), от ребёнок должен остаться в прежнем классе. Классов можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с одним-двумя детьми, или 5-6, если играете 4-5 детьми. Тот ребёнок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим.
Одним из видов упражнений для знакомства с признаками предметов могут стать загадки. Для шестилетних детей, возможно, эта форма работы будет немного трудной, но следует всё-таки попробовать.
1. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт.
2. Молоко пьёт, песенки поёт, чисто умывается, а с водой не знается.
3. Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает.
4. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост под колечком.
Ответы: 1 - кошка; 2 - кошка; 3- курица с цыплятами; 4 - собака.
Следующее задание можно предложить ребёнку для лучшего знакомства со способами применения или использования предметов.
Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета. Обязательно приводим пример: 'газета используется для чтения. Ты можешь придумать и другие предметы её использования.?'. Можно рекомендовать и другие предметы для данного задания: книга, тетрадь, консервная банка, ведро, лопата, табурет и т.д. Сначала не следует ограничивать время выполнения задания. Затем, когда ребёнок будет полностью понимать, что от него требуется, ограничьте время тремя минутами. Оценивается беглость или скорость, а так же оригинальность предложенных способов использования предметов. Это задание, как и предыдущее, будет развивать речь ребёнка, мышление, творческие способности.
Учим ребёнка искать одинаковые свойства или признаки предметов.
Можно использовать следующее задание:
А) В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые?
Б) среди нескольких игрушек или предметов ребёнку предложите отыскать два одинаковых.
Учим ребёнка искать различные свойства предметов.
Среди нескольких игрушек или рисунков или предметов предложите ребёнку отыскать предмет, отличающийся от других. Попросите ребёнка объяснить, чем отличается предмет.
Учим ребёнка классифицировать предметы.
Т.е. находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы.
Задания:
1. Что нарисовано?
2. Назови каждый предмет в ряду
3. Какие общие признаки объединяют предметы
4. Назови предметы в ряду одним словом
А) посула
Б) игрушки
В) цветы
Г) фрукты
Д) мебель
Е) школьные принадлежности
Ж) овощи
Игру с ребёнком можно построить и следующим образом: даны картинки, на которых изображены мак, дуб, гвоздика, роза, берёза, голубь, ель. Перед началом игры эти карточки следует выстричь. Задание ребёнку: разложить эти карточки на 3 группы: отдельно - цветы, отдельно - птицы, отдельно - деревья.
Задание ребёнку можно дать иначе: 'перед тобою лежат карточки с изображением предметов. Посмотри на них внимательно и назови каждый из предметов. На какие группы ты бы мог распределить эти предметы?'. Предложите ребёнку самостоятельно разложить карточки с предметами на группы. Обязательно проверьте правильность проведенной классификации.
Для игры и занятий с ребёнком можно использовать лото для изучения иностранных языков, которое продаётся в детских магазинах. Игру можно построить аналогичным способом.
Учить ребёнка можно не только по картинкам. Необходимо знакомить ребёнка с такими понятиями, как страна, сторона свет и др.
Задания даются следующим образом: перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом.
Задания:
А) суп, каша, гуляш, кисель;
Б) курица, гусь, утка, индейка;
В) Австрия, Германия, Индия, Россия;
Г) лошадь, корова, овца, свинья;
Д) волк, лиса, медведь, заяц;
Е) капуста, картофель, лук, свекла;
Ж) пальто, шарф, куртка, костюм;
З) туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;
И) шапка, кепка, тюбетейка, берет;
К) липа, берёза, ель, сосна;
Л) запад, восток, север, юг;
М) зелёный, синий, красный, жёлтый;
Н) шар, куб, ромб, квадрат;
О) телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
П) автомобиль, трактор, трамвай, автобус.
Игра 'Что лишнее?'
Игра позволяет не только находить общие и различные свойства предметов, но и объединить предметы в группы по какому-либо основному, существенному признаку, проводить классификацию.
Для занятий можно использовать приведённые ниже задания. Ребёнку предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Что лишнее?
2. Почему? Назови отличительный признак.
3. Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
ПОЙДЕМ ПОГУЛЯТЬ, БАБУ СНЕЖНУЮ КАТАТЬ
Зима - время сказок, игр, песен. Конечно, на морозе долго не нахороводишься, зато послушать длинную сказку с напевами у теплой печки очень приятно.
Однако веселые ритмы тоже звучали в зимнее время: например, во время традиционных катаний на тройках, когда конский топот и звяканье бубенцов создавали ни с чем не сравнимый звуковой колорит, который даже наши городские дети, не избалованные этой традиционной русской забавой, почему-то всегда узнают. Ну и, конечно, мороз не позволит быть вялым, - а чтоб согреться, надо и потопать, и похлопать, и попрыгать - тут как раз и плясовые песни подойдут.
'Заинька вкруг елочки' - русская народная песня. Ее можно петь с детьми, начиная с трех лет, прямо на дворе, во время детской прогулки, или во время зимних игровых досугов. Дети при этом могут делать 'согревающие' похлопывания 'лапками', а также стучать 'ножкой об ножку' - как все мы делаем зимой, если приходится долгое время по какой-нибудь причине пробыть на улице (например, ожидая встречи или автобуса). Восклицая 'Эх!', дети шлепают себя по бедрам или по коленкам. Когда поется о том, что зайчику холодно, сжимаемся в комочек, обнимаем свои плечи. Когда поем о мечте зайчика, то распрямляемся, чувствуя себя уверенно и весело, хотя 'согревающие' движения ногами продолжаем делать.
Заинька вкруг елочки попрыгивает,
Лапочку об лапку поколачивает:
'Экие морозцы нынче крепкие стоят. Эх!
Лапочки от холода болят, болят. Эх!
Елочки под инеем потрескивают. Эх!
Лапочки от холода совсем свело. Эх!
Вот как бы мне, зайке, мужичонком быть. Эх!
Вот как бы мне, зайке, в лапоточках ходить. Эх!
Жить бы мне, зайчишке, все в избушечке. Эх!
Со своей хозяюшкой серенькой. Эх!
Пироги бы есть, да все с капустою. Эх!
Да со сладкою, со морковкою. Эх!
На полатях зимушку пролеживать. Эх!
По морозцу в саночках прокатывать. Эх!'
'Морозко' - русская народная сказка-игра. Она и рассказывается, и изображается, и пропевается. В нее можно играть с детьми пяти-шести лет на занятиях по развитию речи, на прогулке, во время зимних досугов и праздников.
Первый рассказчик: У нас весна - цветами красна!
Второй рассказчик: Лето - грибами, осень - снопами!
Третий рассказчик: А зима-то, зима - белыми снегами!
Все участники: Вот и матушка-зима пришла!
Растворяй-ка ворота, ворота!
Первый рассказчик: Пришла и Коляда из Новгорода.
Второй рассказчик: Зашла в растворены ворота новые.
Третий рассказчик: Та Коляда-Молода
рассказала нам баек три полных короба!
Первый рассказчик: А за ней и Мороз -
через тын перерос,
береги всяк свой нос!
Второй рассказчик: Принес он такой холод,
что дед Архип стал молод!
Третий рассказчик: А как его брат Морозко дует!
Эх, что-то к ночи будет?!
Все участники: Пошли мы, мальцы-удальцы,
под вечер со двора погулять,
бабу снежную катать.
Все поют песню 'Мороз, мороз:'.
Все участники: Стали бабу мы катать.
Да вдруг слыхать:
Первый рассказчик: Морозко скачет.
Второй рассказчик: Всех в лесу пугает.
Третий рассказчик: А сам напевает.
Морозко: Я, Морозко, молод,
Скачу, скачу в холод,
По березничкам,
По сырым боркам,
По веретейкам.
Эх, зима бела,
В платье все одела,
Ух! Гу-гу-гу!
Все: Да, зима-бела, и побьет не за дело!
Мы, мальцы-удальцы,
скорей бежать из леса по дворам -
Не попало бы и нам!
Морозко: Уходите, гости, прочь
Из леса в Рождественскую
новогоднюю ночь!
Все поют песню 'А вы, люди, знайте :'
А вы, лю-ди, знай-те, сани снаряжай-те,
Зи-му встречай-те, мороз величай-те,
С глубокими снегами, с долгими вечерами
КАК РИСОВАТЬ С ДЕТЬМИ СНЕГ
Какого цвета дождик?
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Весна, зима и лето?
Н. Бромлей
Какого цвета снег? Это знает любой дошкольник. Конечно, белого. Для всех, кроме художников. Художники видят все особенным образом. Это очень интересно - взглянуть на снег глазами художника.
Предложите детям поиграть. Игра должна проходить в тишине, чтобы дети не подсказывали друг другу, чтобы бойкие и быстрые не навязывали ответов более медлительным и робким. Объясните, что зима - самое тихое время года, поэтому ее красоту можно разглядеть только в тишине.
Пусть дети подойдут к окну, внимательно посмотрят на снег (глазами художника), а потом скажут вам на ушко, какого цвета снег увидел каждый из них. Запишите все цвета, которые увидели дети, и прочитайте стихотворение Ивана Никитина 'Встреча зимы'.
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чем,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
Словно рад он чему, -
И на ветках берез,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.
Зимний снег не просто белый. Он 'блестит разноцветным огнем'. А капельки на ветках деревьев превратились в льдинки. В них отражается солнце, и они сияют, как драгоценные камни, как алмазы.
Такими увидел краски зимы поэт. А дети? Здесь можно зачитать те цвета и оттенки, которые они шепотом называли вам в начале занятия. Оказывается, и дети сумели увидеть зиму цветной!
Теперь можно познакомить их с какой-нибудь зимней картиной. Это может быть 'Сорока' Клода Моне, 'Февральская лазурь' И.Э. Грабаря, 'Конец зимы' К.Ф. Юона, 'Синие горы на закате' Н.К. Рериха или 'Морозный день' Б.М. Кустодиева.
Хорошо, если на репродукции хорошо различимы мазки - работа кисти художника.
Возьмите лист белой бумаги и поднесите к репродукции. Дети сразу увидят разницу между белым листом и тем, как художник написал снег. Предложите детям найти на картине какой-нибудь из тех цветов, какие они сами увидели за окном. Похвалите детей за наблюдательность, за то, что они увидели зиму, как настояние художники и поэты.
Если вы выбрали картину Клода Моне 'Сорока', то вам очень подойдет стихотворение Натана Венгрова:
Вороны, важно каркая,
Дорожку в сад протопали.
А солнышко не яркое -
Хорошее и теплое.
Не страшно ножкам холода:
Гляди, какие валенки?
По серебру, по золоту
Играет лучик маленький,
Смеется искрой колкою,
Зеленой, синей, розовой.
Гуляет ветер, щелкая,
По ветке по березовой.
А ветка жмется-плачется
От колкого от холода.
Играет лучик, прячется
То в серебро, то в золото.
В стихотворении вороны важные, а на картине какая ворона? Наверное, удивленная. Чему удивляется ворона? Попросите детей придумать маленький рассказ об этой вороне. Может быть, кто-нибудь сможет придумать стихотворение-миниатюру. Пусть это будет не очень складно, главное - искренне. Помните, что ваша задача - поддержать любой росток творчества!
Предложите детям нарисовать радостную зиму. Обговорите с ними еще раз, какими цветами рисуют радостную зиму художники и поэты. Теперь можно приступать к рисованию.
Для этого вам понадобятся палитры (ими могут служить плоские белые тарелки), гуашь (белая, желтая, голубая, красная, зеленая, оранжевая, фиолетовая), бумага серая или белая, любые мягкие кисти среднего размера, изображение цветка с мелкими листочками (астры или георгина).
По краю тарелки выложите белую гуашь так, чтобы у вас получилось семь 'лужиц'. В шесть из семи лужиц капните по капле цветной гуаши и размешайте обратной стороной кисти. У вас должно получиться шесть нежных пастельных цветов и один белый. Если у вас найдутся еще серебряная и золотая краски (такую гуашь сейчас можно без труда купить в любом художественном салоне), то эти краски вы можете использовать в их первозданном виде, не разбавляя белой.
Уберите со стены репродукцию, чтобы у детей не возникло соблазна нарисовать такую же картину. Освоить с детьми технику мазка вам поможет еще одно стихотворение. Оно же поможет разбудить их воображение и отойти от увиденного на репродукции.
Григор Витез
'Зима'
Еще не скоро быть весне.
Зима мазками смелыми
Все, точно в сказке иль во сне,
Цветами кроет белыми.
Цветет фонарь и провода,
Забор - как алебастровый!
И дряхлый столб, как никогда,
Сегодня убран астрами!
И все меха - сплошной песец,
Все шубы нынче белые...
Ну и зима, ну, сорванец!
Ну как ты это сделала?
А снег сегодня - золотой,
К весне он станет оловом...
А ну, скорей, а ну, за мной
К дорожкам можжевеловым!
А ну-ка, лыжи надевай,
Кончай сидеть по лавочкам!
Бежим в сосновый зимний край
Навстречу снежным бабочкам!
Перевод с сербского И. Токмаковой.
Покажите детям изображение цветка и напомните, что поэт сравнивает мазок с лепестком цвета. Как нарисовать лепесток? Очень просто - обмакнуть кисточку в краску и приложить к бумаге. 'Зимние' лепесточки лежат на земле, поэтому и рисовать их надо лежащими горизонтально. Цвет мазков должен чередоваться - соседние мазки не должны быть одинаковыми по цвету. Как нарисовать деревья или дома? Предложите детям сделать их серебряными или золотыми, ведь они могут нарисовать зиму праздничной и сказочной. Можно устроить на рисунке еще и самый настоящий снегопад. Возьмите жесткую кисточку (щетину), окуните ее в белую краску, пальцем оттяните кисть к себе и резко отпустите. Сделайте это несколько раз над рисунком - и снегопад готов. Особенно хорош он будет на серой бумаге.
Конечно, использование такой техники может соблазнить некоторых юных художников и друг друга запорошить снегом, но это уже не относится к проблемам художественного воспитания.
***
Слово 'пирамидка' приходит к нашим детям в раннем детстве вместе с первой интеллектуальной игрой: надеть колечки на стержень в определенном порядке. С пирамидкой в детский словарь проникают ученые слова - 'основание' и 'вершина'.
Затем игровой инвентарь пополняется другими формами: кубиками, конусами, цилиндрами - всем тем, что необходимо маленькому строителю для возведения грандиозных башен, надежных темных гаражей и не слишком удобных для жизни, но необходимых для городского пейзажа домов.
Педагогу, наблюдающему за этим строительством, стоит сделать одно важное наблюдение: фигуры, с которыми играет ребенок, с которыми ему нравится манипулировать, которые знают его рука и его глаз, являются ОБЪЕМНЫМИ. То есть, с точки зрения математика, относятся к объектам пространственной геометрии.
Не будет ли естественным и в дошкольном курсе формирования первоначальных математических представлений начинать изучение геометрического материала не с плоских фигур, как это обычно делается, а со знакомых ребенку по игре ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ?
Наш пятилетний эксперимент доказывает, что такой подход не лишен основания. Экспериментальный математический курс обучения детей 5-6 лет получил название 'Наглядная геометрия' и включает знакомство с объемными (пирамиды, конусы, параллелепипеды, призмы, шары) и плоскими фигурами (круги и многоугольники).
Предлагаем читателям серию занятий из курса по теме 'Пирамиды'.
Примечание.
Геометрические формы, с которыми дети имеют дело на занятиях, превращены в сказочных персонажей. Это позволяет создать игровую ситуацию и повысить заинтересованность детей в работе. При таком подходе дети довольно легко усваивают математические термины и обучаются их употреблять.
В цикле занятий 'Пирамиды' такими сказочными персонажами являются Ластик, Скрепочка, Мудрая Черепаха, Верблюжонок и Веселая Пирамидка. Они сделаны в форме наиболее часто встречающихся видов пирамид - треугольной, четырехугольной, пятиугольной и шестиугольной. Их можно изготовить, воспользовавшись выкройками-развертками. Лучше, если набор таких фигурок будет у каждого ребенка. Но можно ограничиться и одним набором персонажей. Тогда исследовательская работа должна быть организована в подгруппах, а детям в ходе занятия нужно будет предложить поменяться фигурками.
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
Сюжет занятия.
Дети вместе с Ластиком и Скрепочкой (рисованными куклами) попадают в Древний Пирамидный город. В этом городе все жители живут в домах-пирамидах. На улицах растут пирамидальные тополя. По дорогам ездят машины с кузовами в форме пирамидок. Жители одеты в одежду пирамидального покроя: платьица-пирамидки, рубашечки-пирамидки, колпачки-пирамидки.
По законам этого города никто не имеет права гулять по улицам в другой одежде. Хранитель Древних Пирамид выдает Ластику и Скрепочке одежду в форме пирамидок. (Плоские рисованные куклы заменяются объемными.)
Ластик и Скрепочка с интересом разглядывают свои новые наряды и выясняют, что каждая пирамида имеет вершину, основание, вершины основания, грани, ребра.
Упражнения на исследование формы пирамидки.
Педагог предлагает детям:
1) найти пальчиком вершину пирамидки-куклы;
2) провести ладонью по ее основанию;
3) поставив пирамидку на ладонь, пальчиком другой руки нащупать вершины основания;
4) провести кончиками пальцев по граням пирамидки, сосчитать их количество;
5) провести подушечкой пальца по ребрам пирамидки, сосчитать их.
Практическая работа.
Конструирование каркасной модели треугольной пирамидки.
Для этой работы можно использовать счетные палочки с заостренными концами, спички с обрезанными серными головками, гибкую проволоку (при работе с проволокой можно предварительно скрутить между собой несколько цветных кусочков. Тогда предлагаемые детям детали будут отличаться интересной цветовой гаммой).
Каждый ребенок получает набор палочек или проволочек и кусочек пластилина. Палочек может быть больше, чем нужно, чтобы ребенок самостоятельно отсчитал нужное количество элементов.
Перед работой детям предлагается еще раз посмотреть на треугольную пирамиду и ответить на вопросы:
- Сколько вершин у треугольной пирамиды?
- Сколько вершин основания?
- Сколько ребер?
Детям предлагается определить, какие из имеющихся у него материалов могут служить ребрами и вершинами создаваемой модели пирамиды.
После этого ребенок отсчитывает необходимое ему количество элементов для ребер пирамидки, скатывает из пластилина шарики, которые будут служить ее вершинами, и собирает модель.
Готовая модель еще раз ощупывается пальчиками с закрытыми глазами. Нужно обратить внимание детей на то обстоятельство, что у такой пирамидки нельзя нащупать грани.
ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ
Сюжет занятия.
Ластик и Скрепочка отправляются на прогулку по городу. По пути они знакомятся с жителями Древнего Пирамидного города: Верблюжонком Рами, Мудрой Черепахой и с мышкой Машей. Ластик и Скрепочка выясняют, что одежда их новых друзей несколько отличается от их собственной, и узнают, что на свете бывают разные пирамиды.
Упражнения на исследование формы разных пирамид.
Педагог предлагает детям выбрать одну из кукол-пирамидок и исследовать ее по плану, предложенному на первом занятии.
Делается вывод: все пирамидки имеют общие элементы (вершина, основание, грани, ребра), но и различаются между собой (у имеющихся в наборе пирамидок различное количество граней, ребер, вершин оснований). Пирамидки бывают треугольные, четырехугольные, пятиугольные и т.д.
Практическая работа.
Конструирование пирамидок с различным количеством ребер и вершин по выбору ребенка. Для разнообразия можно использовать другой материал.
ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ
Сюжет занятия.
Ластик и Скрепочка решили поиграть в прятки со своими новыми друзьями. Обнаружить спрятавшихся можно по следам на песке.
Детям предлагается разглядеть картинку и отгадать, кто из персонажей сказки где спрятался.
Педагог предлагает детям объяснить, как они об этом догадались.
Делается вывод: персонаж оставляет на песке след, являющийся отпечатком основания пирамидки.
Основание каждой пирамидки имеет свое собственное название: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д. У них тоже есть вершины, а еще есть стороны и углы. Детям предлагается объяснить, чем отличаются друг от друга основания разных пирамидок. (У треугольника - три угла, три вершины, три стороны и т.д.) Треугольник, четырехугольник, пятиугольник и шестиугольник - тоже фигуры, и они могут существовать отдельно от пирамид, как существовали на песке следы спрятавшихся персонажей. Все эти фигуры имеют, кроме собственного, еще и общее имя - многоугольники.
Упражнения.
В ходе занятия используются упражнения на классификацию фигур:
1) распределение многоугольников по группам (детям предлагается самостоятельно определить принцип классификации);
2) обнаружение лишней фигуры в ряду фигур (например, круг в ряду многоугольников или треугольник среди четырехугольника и т.п.);
3) описание изображения по принципу: 'Этот домик состоит из таких-то фигур'.
Упражнения могут выполняться каждым ребенком индивидуально, в подгруппах и на демонстрационном материале.
Практическая работа.
В качестве практической работы на таком занятии можно предложить детям выполнить аппликацию по конструированию из готовых плоских геометрических фигур (домик, машинка, кораблик, елочка и др.).
ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Это занятие является обобщающим занятием цикла 'Пирамиды'.
Сюжет занятия.
У Мудрой Черепахи завтра день рождения. Ей исполняется сто лет. В честь этого события в Древнем Пирамидном городе объявлен бал. Ластику, Скрепочке и их друзьям необходимы новые бальные наряды. Чтобы они успели их сшить, дети должны им помочь.
Каждому ребенку предлагается выкройка-развертка пирамиды, которая и станет новым бальным платьем персонажей сказки.
Детям предлагается угадать, какая развертка послужит платьем какому герою, и объяснить, как они об этом догадались. (Ключ - в плоской фигуре - основании пирамиды.)
В выкройке-развертке есть швы - пунктирные линии сгиба, по которым развертка аккуратно сгибается, и клапаны, при помощи которых одежка скрепляется клеем.
Согнутые линии проглаживаются гладилкой, развертке придается нужная форма, клапаны намазываются клеем и вклеиваются внутрь модели.
Можно раздать детям заготовки плоских кукол, которых они наклюют на изготовленные пирамидки.
По желанию детей, они могут склеить из дополнительных разверток гостей бала, дорисовав им необходимые элементы (головку, ручки, ножки и др.).


 

Веб-кольцо "НАШИ ДЕТИ"
Список сайтов | Предыдущий | Следующий | Случайный

 


Безопасное и безболезненное удаление родинок | Эффективность программ талассотерапии | Лечение аденомы предстательной железы