Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ЯЗЫК ДВИЖЕНИЙ ПСИХОГИМНАСТИКА
 

ПСИХОГИМНАСТИКА родилась на стыке практической психологии и актерского искусства выразительных движений.
Наши переживания и чувства 'прочитываются' окружающими по глазам, по наклону головы, по походке, по движениям рук и губ. Большую часть информации друг о друге мы получаем при помощи невербального, бессловесного языка - языка мимики и жестов.
Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних.
От актера, напротив, требуются утрированные, подчеркнуто выразительные движения: по ним зритель должен безошибочно опознать душевные переживания героя. Причем мы никогда не перепутаем мимику лица и движения, выражающие скорбь, с выражением радости. И актер на сцене, и зрители в реальной жизни пользуются одним и тем же языком жестов, при том условии, что они принадлежат одной культурной традиции. (Угадать чувства восточного человека, например японца или китайца, для живущих в России будет значительно труднее.)
Невербальному языку, как и словесной речи, мы обучаемся с детства. У него есть свои законы и правила. Умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития часто отличают не только бедность словарного запаса и неразвитая речь, но и неразвитость эмоций, неумение выражать свои чувства. Как следствие, такие дети некоммуникабельны: не умеют играть, с ними неинтересно общаться.
В практике коррекционной педагогики встречаются случаи, когда детей обучают говорить через обучение грамоте, чтению. Так и эмоциональную сферу ребенка можно развивать через обучение языку движений, через узнавание чужих эмоций по их мимическим проявлениям.
Этой задаче и служит психогимнастика.
Сегодня мы познакомим читателей с разработками занятий по психогимнастике руководителя физического воспитания из г. Магадана Галины Гончарук. В ее работе они включены в систему общей физической подготовки в качестве специальных оздоровительных комплексов, в первую очередь для детей, страдающих неврозами и легкими задержками психического развития.


Младшая группа
У НАС В ГОСТЯХ СОБАЧКА
Программное содержание:
 Снижение эмоционального напряжения.
 Обучение детей выразительным движениям.
 Тренаж основных эмоций (радость, удовольствие, страх).
 Коррекция настроения и отдельных черт характера.
 Обучение ауторелаксации.
1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
снятие напряжения,
создание игровой ситуации.
Дети заходят в зал, подходят к ведущему, который предлагает им отгадать загадку:
Вы послушайте загадку
И найдите в ней отгадку:
- Что за зверь такой?
Если косточку грызет,
То сердито он поет: 'Р-p-p',
Если с вами он играет,
Весело и звонко лает: 'Гав-гав-гав'.
Дети отвечают: 'Собака'.
Ведущий:
Вы, ребята, походите,
Шарика скорей найдите.
Дети ходят врассыпную по залу, не наталкиваясь друг на друга, ищут спрятанную собачку, находят и несут ведущему.
Ведущий:
Друг друга за руки возьмите
И за Шариком идите.
Упражнение 'Мы за Шариком идем': ходьба змейкой, взявшись за руки, способствующая успокоению и организации.
Шарик сядет-посидит
И на вас он поглядит.
Спокойная ходьба друг за другом по кругу, в центре которого сидит игрушечная собачка.
Дети подходят к ведущему, который предлагает им поиграть: 'Сегодня все будут собачками'.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Первая фаза:
мимка, пантомимика
1) "Собачка прислушивается"
(этюд на выражение внимания
и сосредоточения)
Собачка услышала шорох, остановилась и прислушивается.
Выразительные движения: голова слегка наклонена в сторону, взгляд сосредоточенный. Поза: собака стоит на четвереньках, застыв в напряжении, только меняется положение головы (наклон головы то в одну, то в другую сторону, как будто собака не может понять, откуда слышится шорох).
2)"Кто пришел?"
(этюд на выражение радости)
Не пришлось собачке долго прислушиваться. Появился мальчик. Собака рада ему. Выразительные движения: Собака подпрыгивает (стоя на двух ногах), виляет хвостом, прижимая передние лапы к полу (стоя на четвереньках и предплечьях), взвизгивает от радости. Мальчик тоже рад. Выразительные движения: Мальчик улыбается, протягивает к собаке широко расставленные руки, треплет собаку по голове, приседает к ней.
3)"Ласка"
(этюд на выражение удовольствия)
Мальчик сидит на стуле (или на корточках) и гладит собаку по голове. Выразительные движения: Мальчик улыбается, а собака прикрывает глаза от удовольствия и все ближе и ближе придвигает голову к мальчику.
Вторая фаза:
выражение отдельных качеств
характера и эмоций
1) Беседа "Какие бывают собаки"
Ведущий говорит:
-- Какая хорошая у мальчика собака, добрая, ласкается... А какие еще бывают собаки?
Дети отвечают:
-- Злые, сердитые, кусачие...
2) Этюд "Собака лает и хватает за пятки"
Мальчик гуляет. На дороге сидит собака. Увидев мальчика, она начинает лаять и бросаться на него, пытаясь достать до ног и укусить. Выразительные движения: Собака лает, припадая на передние лапы и пятясь назад. Мальчик боится, что она его укусит, и, повернувшись к ней лицом, начинает медленно пятиться назад, на лице у мальчика испуг, глаза большие, брови приподняты. Мальчик изредка произносит 'фу', пытаясь отогнать собаку, машет на нее рукой.
3) Минута шалости
Дети предоставлены сами себе, прыгают, кружатся, танцуют и др. По сигналу ведущего дети приступают к занятию. Сигналом может быть включение света, удар в бубен и т.д.
Третья фаза:
коррекция настроения
и отдельных черт характера
1) Этюд "Жадный пес"
Ведущий говорит детям: 'А еще бывают жадные собаки, послушайте об одной такой'. Читает стихотворение В.Квитка:
Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам -
Гам-гам-гам!
Дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.
Ведущий говорит:
-- Ой, как плохо быть жадным. А вот девочка не жадная, она принесла деткам в детский сад конфетки.
2) Этюд "Вкусные конфеты"
У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По лицам детей видно, что угощение вкусное.
Мимика: Жевательные движения, улыбка.
3) Подвижная игра: "Лохматый пес"
(с бегом)
Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные дети гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стишка:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит:
Нe то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ними, старается схватить кого-нибудь. Когда все дети разбегутся, пес опять ложится на землю, и игра возобновляется. Играют 2-3 раза.
Четвертая фаза:
психомышечная тренировка
Этюд "Спящий щенок"
Дети исполняют роль щенят, которые лежат на коврике и засыпают. У щенка мерно поднимается и опускается животик, изредка вздрагивают лапки.
Этюд можно сопровождать музыкой Р.Паулса 'День растает, ночь настанет' (колыбельная).
Средняя группа
ПРОГУЛКА В ЛЕС
Программное содержание:
 Снятие эмоционального напряжения.
 Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.
 Коррекция настроения и отдельных черт характера.
 Обучение ауторелаксации.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
снятие напряжения с помощью различных видов ходьбы и создания игровой ситуации.
1) Дети заходят в зал
Ведущий обращается к детям:
-- Ребята, давайте пойдем в лес. А поведет нас туда Синяя птица.
Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произнося слова:
Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Мы в лес идем.
2) "Гуляем по полянке"
Ходьба врассыпную по залу, не наталкиваясь друг на друга.
3) Игра "Чьи голоса?"
(на развитие внимания
и памяти)
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, чьи голоса слышны в лесу. Используется грамзапись или звукоподражание. Издающий звуки находится за дверью или за ширмой. Ведущий предлагает детям рассказать, чьи голоса они слышали.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Первая фаза:
мимика, пантомимика
1) "Кузнечик"
(этюд на выражение интереса
и сосредоточения)
Девочка гуляла в лесу и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Выразительные движения: Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.
2)"Тим и Том"
(этюд на выражение страдания)
В лесу живут два медвежонка - Тим и Том. Они съели вкусные, но немытые яблоки, и у них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.
3)"Медвежата выздоровели"
(этюд на выражение радости)
Заболели медвежата Том и Тим. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома. Выразительные движения: Положение сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.
Вторая фаза:
выражение отдельных качеств
характера и эмоций
1) "Король Боровик не в духе"
(этюд на выражение гнева)
Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
(В.Приходько)
2) Минута шалости
О сигнале к продолжению занятия нужно договориться с детьми заранее.
Третья фаза:
коррекция настроения
и отдельных черт характера
1) Этюд "Разные настроения"
Ведущий читает текст стихотворения, а дети изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.
Ox, как плачет малыш -
Что медведь рычит,
А смеется малыш -
Что ручей журчит.
А уж слезы текут -
Будто дождик льет...
Улыбается малыш -
Будто солнце взойдет.
Вот какой малыш -
Сын мой.
(Е.Юдин)
2) Подвижная игра: "Сова"
(с бегом, прыжками)
Водящий - сова. Она сидит в гнезде и спит. Дети начинают бегать и прыгать по всему залу. Ведущий говорит: 'Ночь!' Сова открывает глаза и начинает летать. Дети замирают. Кто пошевелится - становится совой. Игра продолжается.
Четвертая фаза:
психомышечная тренировка
"Кукушонок кланяется"
(этюд на расслабление мышц)
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Кукушкин кукушонок
В капюшоне смешон.
Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.
Старшая группа
ПРЕВРАТИТЬСЯ
Я МОГУ И В СЛОНА
И В КЕНГУРУ
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
снятие напряжения с помощью различных вариантов бега и ходьбы.
Дети по команде переходят на
- спокойный шаг,
- хороводный шаг,
- семенящий шаг,
- ходьбу на носках,
- спокойный шаг.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Первая фаза:
мимика и пантомимика
1) "Встреча друг с другом"
(этюд на выражение радости)
У мальчика был друг. Но вот настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал. Скучно без друга. Но вот прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и видит, как навстречу ему идет его друг. Как же они обрадовались друг другу!
Выразительные движения: Объятия, улыбка.
2) "Я так устал"
(этюд на выражение страдания)
Маленький гном несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил еловую шишку у своих ног и говорит: 'Я так устал, я очень устал'.
Выразительные движения: стоять, руки висят вдоль тела, плечи опущены.
3)"Грязь"
(этюд на выражение отвращения)
Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.
Выразительные движения: Походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место.
Вторая фаза:
выразительное изображение
положительных черт характера
1)Капитан
(выражение уверенности)
Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури, он чувствует себя сильным, смелым и уверенным. Он довезет свой корабль до порта назначения.
Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед; иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.
2) Этюд "Робкий ребенок"
Ребенок первый день в детском саду, он робеет.
Выразительные движения: сидит на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.
3) Минута шалости
Третья фаза:
выражение чувств
в различных ситуациях
1) Этюд "Посещение больного"
Разыгрывается в группах. Один ребенок изображает больного, другие без слов выражают ему сочувствие.
2) Игра "Четыре стихии"
(на развитие внимания, связанного
с координацией слухового
и двигательного анализатора)
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово 'земля', все опускают руки вниз, 'вода' - вытянут руки вперед, 'воздух' - руки вверх, 'огонь' - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
3) Подвижная игра "Сова"
Ночь: сова летает, кто пошевелится - становится совой.
Четвертая фаза:
упражнения на
саморасслабление
1) Этюд "Штанга"
Ребенок изображает, как он поднимает тяжелую штангу. Потом бросает ее и отдыхает.
2) "Я не знаю"
(этюд на выразительность жеста)
Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: 'Не знаю, не имею понятия. Ничего не видел'.
Выразительные движения: приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.
3) "Шалтай-болтай"
Дети садятся на пол и качаются из стороны в сторону, опираясь то на правую, то на левую руку попеременно. Приговаривают:
Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Шалтая-болтая, Шалтая-болтая
Поднять.


 

Веб-кольцо "НАШИ ДЕТИ"
Список сайтов | Предыдущий | Следующий | Случайный

 


Безопасное и безболезненное удаление родинок | Эффективность программ талассотерапии | Лечение аденомы предстательной железы